КОМПАНИЯ «ВТМ-ДОРПРОЕКТ»

BIM для моделирования автомобильной дороги

BIM ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

SHARE THIS STORY

 

Искусственное сооружение, смоделированное в Autodesk Revit. Изображение предоставлено «ВТМ-Дорпроект»

Autodesk Navisworks позволил не допустить ошибок в расчете объемов и быстро пройти экспертизу

В конце 2019 года компания получила заказ на разработку проекта «Подход к городу Подольску», который включал в себя четыре транспортные развязки и четыре путепровода. Благодаря BIM компания смогла точно подсчитать объемы и успешно пройти экспертизу. Кроме того, с Navisworks точность решений повысилась на 15-20%.

Развязка автомобильной дороги «Подход к городу Подольску» в Autodesk Navisworks. Изображение предоставлено «ВТМ-Дорпроект»

О компании

Созданная в 2002-м году, компания «ВТМ-Дорпроект» занимается комплексной проектно-изыскательской деятельностью на объектах автодорожного строительства, включая проектирование дорог, путепроводов, мостов, светофорных объектов и инженерных коммуникаций, организации дорожного движения. В портфеле компании – выполненные проекты по модернизации Московского транспортного узла, а также автодорог федерального значения (трассы «Беларусь», «Украина», «Каспий», «Урал» и другие).

“Требование делать проект на основе информационной модели все чаще вносят в техническое задание, и готовность работать по технологии BIM становится важным конкурентным преимуществом для таких компаний, как наша”.

Сергей Будковой, заместитель главного инженера проекта «ВТМ-Дорпроект»

Подход посреди города

В конце 2019 года компания получила заказ на разработку проекта: «Корректировка проектной документации по объекту: Реконструкция автомобильной дороги «Подход к городу Подольску» (км 0,0 – км 7,0) в городском округе Подольск Московской области». Объект был сравнительно небольшой, при этом он включал в себя четыре транспортные развязки и четыре путепровода. Кроме того, на нем предполагалось разместить шумозащитные экраны, подземные пешеходные переходы, велодорожки и тротуары с учетом потребностей маломобильных групп населения.

«Хотя проект и называется «подход», в реальности дорога находится на территории Подольска, что значительно усложняло задачу – рассказывает Сергей Будковой, заместитель главного инженера проекта. – Так, изначально мы планировали пустить велодорожки с двух сторон от дорожного полотна, но из-за плотности окружающей застройки пришлось их объединить и сделать переходы с одной стороны дороги на другую».

Еще одна сложность – существующий рельеф. Существующая дорога имеет крутые уклоны до 60‰, что допустимо для движения автомобилей, но для пешеходов нормативы предусматривают ограничение в 50‰. Пришлось проектировать отдельные пешеходные дорожки, а не пускать тротуары вдоль проезжей части; для маломобильных групп появилась необходимость предусмотреть горизонтальные площадки для отдыха.

Создание единой модели

«ВТМ-Дорпроект» активно внедряет технологию BIM с 2017 года. «Информационное моделирование помогает при проверке проектных решений, поиске коллизий», – объясняет Сергей Будковой. До начала работы над проектом для г. Подольска комплексного подхода к BIM-проектированию у компании не было: каждый отдел делал свою часть проекта в различном ПО, без «сборки» в единую модель, что приводило к ошибкам. «Для проекта в Подольске необходимо было полноценно внедрить BIM-технологию, научиться собирать разделы, выполненные разными специалистами, в единую модель для проверки на коллизии, – говорит Сергей Будковой. – В Подмосковье все строится быстро, и если бы мы допустили неточность, например, в государственную экспертизу зашли с одними объемами, а в рабочей документации получились бы другие, пришлось бы возвращаться в экспертизу и терять на этом от полугода до года».

В качестве примера эксперт приводит специфику проектирования подземных пешеходных переходов в связке с автомобильной дорогой: при решении этой задачи необходимо предусмотреть, чтобы вода с тротуаров, проходящих вдоль проезжей части автомобильной дороги, не попадала в переходы. Сложность заключалась в том, что дорожный отдел разрабатывал свой проект в «Топоматик Robur – Автомобильные дороги», отдел искусственных сооружений проектировал переходы в Tekla Structures, а отдел инженерных коммуникаций делал водоотведение в Autodesk Civil 3D и Revit. «На проекте работа строилась следующим образом, – рассказывает Сергей Будковой. – Сначала дорожный отдел проектировал продольный профиль.

Затем отдел искусственных сооружений проектировал переходы и выдавал точные отметки на лестницах и пандусах, а мы, отдел проектирования автомобильных дорог, изменяли поперечные уклоны или при необходимости профиль и отводили воду в сторону. Затем мы объединили все разделы, выполненные в разном ПО, в единую модель в Autodesk Navisworks, где получали общую картину, что позволило найти и исправить оставшиеся проблемные участки, а также точно подсчитать объем работ».

Еще одна задача, при решении которой эффективно проявил себя Navisworks, – это проектирование шумозащитных экранов. Их фундаменты необходимо было прикрывать уширением земляного полотна до нужных размеров. Но, поскольку экраны и дорога разрабатываются разными отделами в разном ПО, без объединения проектов в единую модель сложно было точно просчитать возможные коллизии. «Без модели в Navisworks мы вполне могли допустить ошибку, например, «пройтись» по защитным экранам тротуарами», – говорит специалист.

Отдельно эксперт отмечает преимущества работы в программе Autodesk Civil 3D, с помощью которой были реализованы сети связи, раздел водоотведения (ВНК). При работе с ВНК Autodesk Civil 3D позволил значительно ускорить процесс проектирования за счет автоматического построения продольных профилей сетей и заполнения подпрофильной таблицы. «При изменении профиля трубы таблицы динамически обновляются, – говорит Сергей Будковой. – Метки труб и колодцев считывают и отображают любые нужные параметры – тип объекта, наименование, диаметр, толщину стенки, длину».

Развязка автомобильной дороги «Подход к городу Подольску» в Autodesk Navisworks. Изображение предоставлено «ВТМ-Дорпроект»

Автоматизация проверок

В начале работы над проектом в компании не было отдела автоматизации, инженеры в рабочем порядке выявляли и передавали друг другу необходимые отметки. «Это было неудобно, потому что сотрудники проектируют не один объект, и у них может не быть времени на то, чтобы вернуться к предыдущему и выполнить нужные проверки, – говорит Сергей Будковой. – Сейчас проверками занимается специальный отдел, им проще находить ошибки благодаря фокусировке на этой задаче. Каждый отдел выгружает свой проект в своем формате, например LandXML, а отдел автоматизированного проектирования объединяет все в единую модель Navisworks».

«Без единой модели сложно попасть своим проектным решением в решение соседнего отдела, – продолжает эксперт. – Пришлось бы назначать дополнительные места пересечений. В то время как в единой модели сразу понятно, что, например, дорожная одежда путепровода не дошла до мостового сооружения. Мы видим, как наш проект будет выглядеть на местности: если где-то в модели есть зазор, значит, он точно будет и на объекте. На бумаге отследить такое получалось не всегда. Точность решений повышается на 15- 20%». Отдел автоматизации объединяет модели, выполняет проверки и сообщает о выявленных коллизиях. «Все в компании понимают важность таких проверок и адекватно воспринимают замечания», – говорит Сергей Будковой.

Автомагистраль «Подход к городу Подольску» в Autodesk Navisworks. Изображение предоставлено «ВТМ-Дорпроект»

Решение

На этапе разработки концепции и проведения изысканий компания внедрила технические процессы, позволяющие выявить потенциальные опасности для последующих стадий проекта. Так, на ранних стадиях стали применяться лазерное сканирование, фотограмметрия, трехмерные геологические изыскания (визуализация геологии в 3D).

На этапе проектирования особое внимание уделяется возможности быстрого принятия управленческих решений. «Мы разработали систему автоматизированной обработки данных и формирования бизнес-аналитики в привычном для управленцев виде, – объясняет Роман Митин. – Она готовит любые отчеты – анализ ТЭП, регулярную выгрузку объёмов работ, соответствие проекта техническому заданию и принятым индикаторам эффективности. Система позволяет быстро получать из BIM-модели всю нужную информацию».