Keyboard ALT + g to toggle grid overlay

LAIKA

Мастера кукольной мультипликации объединяют реальный и цифровой миры

Будущее проектирования

Поделиться историей

Изображение предоставлено компанией LAIKA.

Передовые технологии и интеграция рабочих процессов как фактор развития инноваций в кукольной мультипликации

В период социального дистанцирования и обязательного карантина спрос на развлечения не просто не исчез, а вспыхнул с новой силой. У людей во всех странах появилось больше свободного времени, а с ним — интерес к необычным историям, новым жанрам и ярким впечатлениям. Среди множества заполнивших рынок работ особняком стоят шедевры завоевавшей множество наград анимационной студии LAIKA. Они отличаются свежим подходом и уникальной художественной эстетикой ручного труда. Компания активно использует передовые технологии, объединяющие реальный и цифровой миры, для улучшения взаимодействия в рамках многолетних проектов, где участвуют сотни художников с разными графиками работы.

В каждой работе— частичка души

Сегодня большинство анимационных студий делают ставку на цифровые визуальные эффекты. Подготовка к производству, разработка, оснастка и анимация действий персонажей — все выполняется при помощи ПО. Однако в далеком от Голливуда Портленде (штат Орегон) существует студия LAIKA, название которой давно стало синонимом традиционной анимации с использованием очаровательных, сделанных вручную кукол. Известность компании принесли такие номинированные на «Оскар» работы, как «Потерянное звено», «Кубо. Легенда о самурае», «Семейка монстров», «Паранорман, или Как приручить зомби» и «Коралина в Стране Кошмаров».

«Кукольная мультипликация считается одной из старейших технологий кинематографа, — утверждает Стив Эмерсон (Steve Emerson), руководитель группы визуальных эффектов в LAIKA. — В ней используются настоящие физические декорации и куклы, позы которых самым тщательным образом выстраиваются от кадра к кадру. И все это снимается на камеру». При последовательном воспроизведении кадров получаются мультфильмы, дышащие живым теплом, которого никогда не сможет дать исключительно цифровая анимация.

Стив Эмерсон поясняет: «Это чудесный вид искусства, который, к сожалению, требует использования сложных технических средств и отнимает много времени. Каждый кадр нужно скрупулезно обдумывать и тратить на него немало сил. Поэтому мы добавляем компьютерную графику, чтобы в конечном итоге взять все лучшее от обоих форматов».

Посмотрите видеоролик (30 с), чтобы своими глазами увидеть уникальные, выполненные вручную куклы LAIKA, в том числе гигантский скелет высотой около 5 м из мультфильма-лауреата премии BAFTA «Кубо. Легенда о самурае». Изображение предоставлено компанией LAIKA.

Создание персонажей

Производство нового мультфильма, конечно же, начинается с создания кукол. «Сначала мы рисуем все на бумаге, в 2D» (слова Стива Эмерсона). Затем художники создают цифровую скульптуру персонажа в программе Maya. Дальнейший процесс, по описанию Эмерсона, выглядит так: «После утверждения концепта режиссером цифровая скульптура отправляется в руки специалистов по изготовлению каркасов, которые делают скелет куклы, чтобы аниматоры в дальнейшем могли придать ей в кадре нужную позу. Эта команда внимательно изучает модульные компоненты в библиотеке Inventor, оценивая, подойдут ли ей готовые шаровые шарниры, муфты и другие соединения или необходимо создать что-то по индивидуальному эскизу.

Как правило, в большинстве случаев каркасы состоят как из модульных, так и из индивидуальных компонентов. Они аккуратно припаиваются друг к другу и помещаются в силиконовую заготовку тела, становясь его "костями"». В целом на изготовление куклы (с момента утверждения цифрового дизайна режиссером до появления на съемочной площадке готового персонажа) уходит около 9 месяцев.

Создание персонажа начинается с эскизов, которые затем преобразуются в цифровые модели, а те, в свою очередь, — в настоящие куклы. Изображение предоставлено компанией LAIKA.

Современные технические решения раздвигают художественные горизонты

Начиная с выпуска мультфильма «Коралина в Стране Кошмаров» в 2009 году, для передачи эмоций персонажей в LAIKA используется 3D-печать. Каждая эмоция — это отдельное лицо-накладка, которые меняются на куклах в процессе съемки, чтобы вдохнуть в них жизнь. «Создавать тысячи эмоций нам помогает Maya, — рассказывает Стив Эмерсон. — Просто мы после создания объекта отправляем его не на визуализацию, а сразу на печать». Если студии необходимы новые эмоции, такой собственный технологический процесс позволяет аниматорам создавать 1 новое лицо в день. Для мультфильма «Потерянное звено» (2019 г.) специалисты LAIKA напечатали более 100 000 уникальных эмоций в 3D-формате.

Высокодетализированные куклы и декорации, созданные вручную, также копируются в виртуальную среду группой по визуальным эффектам. Задача этих специалистов состоит в том, чтобы точно воспроизвести качество реальных объектов. Им помогают художники, работавшие над этими самыми объектами. Комментарий Стива Эмерсона: «Благодаря компьютерной графике мы можем выйти за рамки реального мира, а использование кукол позволяет сохранить уникальную художественную эстетику».

Аниматоры LAIKA печатают для кукол физические 3D-модели отдельных эмоций, которые тщательно контролируются и меняются на протяжении всех этапов создания концепта, изготовления кукол и их анимации. Изображение предоставлено компанией LAIKA.

Компромисс между реальностью и виртуальной средой

«После приемки сценария мы делаем раскадровку, создаем аниматику, подготавливаем цифровые и настоящие объекты и, наконец, снимаем сцену с реальными декорациями и куклами, — говорит Стив Эмерсон. — Затем обычно добавляются цифровые элементы, а потом в цифровом формате собирается кадр целиком». Решение «создавать в цифре или вручную» съемочная группа LAIKA принимает для каждой детали мультфильма отдельно, тщательно взвешивая все «за» и «против». Окончательный выбор зависит во многом от того, как это повлияет на художественное восприятие объекта в фильме.

За несколько лет в LAIKA сформировался собственный свод правил относительно настоящего и виртуального. Стив Эмерсон формулирует его так: «Главные герои или персонажи, у которых есть реплики, практически всегда представлены куклами, которые управляются вручную. Но стоит нам выйти за пределы текущей сцены или отвести камеру от лица героя и его непосредственного окружения, все меняется. Мы стараемся заснять на камеру как можно больше. Работа с ней идет до тех пор, пока у нас есть ресурсы и пока это не расходится с видением сценариста и режиссера. А затем подключаюсь я — чтобы оценить возможности использования визуальных эффектов».

Посмотрите видеоролик (1 мин 15 с), чтобы узнать, как аниматоры заставляют кукол «играть» и как затем в кадр добавляются цифровые элементы. Изображение предоставлено компанией LAIKA.

Сложности согласования действий при производстве полнометражных мультфильмов

Из-за использования на съемочной площадке и реальных объектов, и цифровых технологий каждый мультфильм LAIKA становится масштабным и сложным многолетним проектом, где задействованы сотни художников и тысячи кадров. И для успешной реализации такого проекта нужна постоянная координация. «В этом нам помогает Shotgun (английский), — делится Стив Эмерсон. — Мы внедрили это решение сразу после выпуска «Коралина в Стране Кошмаров» и, откровенно говоря, я не понимаю, как мы справлялись без него раньше. У нас были карточки 3 x 5 см на пробковых досках, Microsoft Project, таблицы Excel, разные графики. Информация была буквально повсюду. С Shotgun все изменилось».

Благодаря Shotgun студии LAIKA удалось выстроить эффективный производственный процесс с контролем над изготовлением тысяч цифровых и настоящих объектов: от мелкого реквизита до полноценных декораций — и согласованием работы всех специалистов. Кроме того, компания начала развертывание автоматизированной системы создания расписаний в Shotgun, где для создания и проверки графиков с учетом задач производства используются алгоритмы машинного обучения. «Автоматически созданные расписания в высшей степени оптимизированы, там учтена каждая секунда, — говорит Стив Эмерсон. При планировании работы над следующим мультфильмом съемочная группа воспользовалась автоматизированной системой, чтобы составить график выполнения 12 000 задач для создания 60 уникальных объектов. На составление расписания ушло всего несколько минут.

При помощи Shotgun студия LAIKA выстроила эффективный производственный процесс, позволяющий отслеживать и координировать работу над тысячами цифровых и реальных объектов и действия сотен художников с разными графиками работы в течение нескольких лет. Изображение предоставлено компанией LAIKA.

Новые технологии— новый простор для творчества

Стив Эмерсон также уверен, что новые технологии, например искусственный интеллект (ИИ), помогут LAIKA еще теснее объединить физическую и цифровую стороны съемочного процесса. «Чтобы наши куклы выглядели на экране по-настоящему живыми, мы порой используем оснастку, созданную из совершенно разных элементов, — говорит он. — Хорошо бы научить компьютер распознавать такие конструкции, чтобы при окончательном монтаже мы могли просто закрасить их и наложить эффект матирования. Мне кажется, дело к тому и идет. Мы делаем все, чтобы исключить задачи, которые вызывают у художников скуку».

Еще один инструмент, позволяющий расширить горизонты, — это дополненная реальность. Стив Эмерсон считает так: «В кукольной мультипликации много кукол и декораций не бывает. У нас всегда есть сроки сдачи мультфильмов, и часто приходится снимать сцены с использованием технологии хромакей. С виртуальной средой дополненной реальности мы могли бы создать цифровые декорации, разместить в них куклу, а потом убрать зеленый фон и показать режиссеру, как будет выглядеть готовый кадр. Это могло бы стать настоящей революцией».

При планировании производства новых мультфильмов команда LAIKA всегда старается поднять художественную планку выше, чем раньше. «Мы хотим, чтобы кукольная мультипликация продолжала развиваться, — заявляет Стив Эмерсон. — Главный для нас вопрос — как сделать очередную работу особенной для зрителей и выдающейся с визуальной точки зрения».

Благодаря активному использованию в производственном процессе современных технических решений студия LAIKA может предложить художникам полную свободу при поиске идей и средств их реализации, а зрителям — наполненные смыслом яркие истории, пройти мимо которых просто невозможно.

Связанные продукты