Урок 1. Общее представление о программе

Урок 1: Общее представление о программе

На этом занятии мы начнем разработку фрагмента приложения VB .NET, которое использует Autodesk Inventor для подавления видимости предварительно выделенных компонентов сборки.

Видео: Порядок создания вашего первого плагина.

Видео: Порядок создания вашего первого плагина.

Обратная связь: напишите нам об этом занятии или о курсе «Моя первая программа»: myfirstplugin@autodesk.com

 

Скачать файлы Inventor для урока 1
lesson1_visualstudio_visualexpress1.zip (zip - 35Kb)
Этапы создания вашей первой программы

  1. Загрузить среду Visual Basic Express
    Откройте Visual Basic 2010 Express, используя меню Пуск –> Все программы –> Microsoft Visual Studio 2010 Express.

  2. Открыть проект библиотеки классов
    В среде Visual Basic Express, используя меню Файл -> Открыть проект, найдите папку с материалами к занятию 1 (их можно скачать в виде архива lesson1_visualstudio_visualexpress1.zip) и откройте содержащийся там проект VB .NET. Файл проекта — MyFirstInventorPlugin_Lesson1.vbproj.
  3. Открыть код
    В проект включена форма с одной управляющей кнопкой. Если вы не видите на экране форму, ее можно открыть двойным кликом по Form1.vb в браузере Обозревателя решений на экране справа. Чтобы увидеть код формы, следует правым кликом на Form1 в Обозревателе решений открыть контекстное меню и выбрать там пункт «Перейти к коду». Другой способ — дважды щелкнуть мышью на самой форме.

    Открыть код
  4. Ввести код программы
    Приведенный ниже код следует вести в процедуру Sub Button1_Click в окне кода.  Эта процедура срабатывает всякий раз, когда происходит клик на кнопке.  Чтобы найти это место, вам может понадобиться  прокрутить экран ближе к концу файла. Ищите комментарий  'Здесь следует ввести код урока 1. Чтобы полнее освоить среду Visual Basic Express, включая и такие ее инструменты как IntelliSense, мы настоятельно рекомендуем не копировать и вставлять новый код, а вводить его собственноручно.Непосредственная работа с кодом позволит вам добиться от этих занятий существенно большего эффекта.

     

    If _invApp.Documents.Count = 0 Then
      MsgBox("Следует открыть документ сборки")
      Return
    End If
     
    If _invApp.ActiveDocument.DocumentType <> _
    DocumentTypeEnum.kAssemblyDocumentObject Then
      MsgBox("Активным должен быть документ сборки")
      Return
    End If
     
    Dim asmDoc As AssemblyDocument
    asmDoc = _invApp.ActiveDocument
     
    If asmDoc.SelectSet.Count = 0 Then
      MsgBox("Должна быть выделена деталь или подсборка")
      Return
    End If
     
    Dim selSet As SelectSet
    selSet = asmDoc.SelectSet
     
    Try
      Dim compOcc As ComponentOccurrence
      Dim obj As Object
      For Each obj In selSet
        compOcc = obj
        Debug.Print(compOcc.Name)
        compOcc.Visible = False
      Next
    Catch ex As Exception
      MsgBox("Вы действительно выделили компонент?")
      MsgBox(ex.ToString())
      Return
    End Try
    
  1. Сохранение файла программы:
    В меню Файл выполните команду Сохранить все.

  2. Построение проекта (Build):
    Введенный вами код написан на языке, понятном для человека. Чтобы он стал понятен и компьютеру, текст программы требуется перевести на машинный язык. Этот процесс называется построением (build) проекта VB. В меню Построение среды Visual Basic Express выполните команду Построить MyFitsiInventorPlugin_Lesson1. В случае успеха слева внизу в строке состояния вы увидите сообщение: Построение успешно завершено.

Вот и все!  Программа для Autodesk Inventor создана.  Давайте посмотрим ее в деле.

Выполнение программы

Запустите на выполнение Autodesk Inventor.  Примечание:  программа создаст новый сеанс Inventor, если Inventor еще не был запущен.

  1. Создайте или откройте существующую сборку Inventor:
    Вы можете воспользоваться сборкой Clutch_Bell_Simplified.iam из архива Clutch_Bell_Simplified.zip или же открыть собственную сборку. В Inventor можно создавать и работать с документами нескольких типов. Чаще всего приходится иметь дело с деталями (.ipt), сборками (.iam) и чертежами (.idw). Используя стандартные инструменты пользовательского интерфейса Inventor, вы можете создать новую сборку и ввести в нее несколько компонентов.


  2. Выполнение программы и ее взаимодействие с Inventor:
    Чтобы инициировать выполнение вашей программы непосредственно из среды Visual Basic Express, выполните команду Начать отладку в меню Отладка (а можно просто нажать клавишу F5 или щелкнуть на кнопке  зеленой стрелкой, похожей на кнопку проигрывателя).  Выполнение программы начинается с вывода на экран формы.  Возможно, вам придется свернуть окно VB Express, чтобы видеть одновременно и форму, и Inventor.


  3. Работа с плагином:
    Выделите один или несколько компонентов активной сборки, а затем кликните кнопку Button1 на форме, чтобы отключить видимость выделенных компонентов.
     
     

  4. Для восстановления видимости компонентов придется воспользоваться браузером сборки, в котором погашенные компоненты можно идентифицировать по ставшим серыми иконкам.  Правым кликом на таких иконках выводим контекстное меню и восстанавливаем отображение компонентов командой Видимость.

Поздравляем! Вы только что написали свою первую программу для Autodesk Inventor.  Более подробно мы рассмотрим ее код на занятии 3.

Прежде чем перейти к следующему занятию, вернемся немного назад, чтобы обсудить некоторые важные темы об основах программирования и его пользе в повседневной работе.

Дополнительные темы

Введение в программирование

Код VB.NET,  работу которого вы только что наблюдали, уместился всего в 30 строк, и более половины этих строк ушло на проверку возможных ошибок.  Если выкинуть все «лишнее», оставив только те строки, которые собственно и делают полезную работу, то в сухом остатке получим вот такой фрагмент:

Dim asmDoc As AssemblyDocument
asmDoc = _invApp.ActiveDocument

Dim selSet As SelectSet
selSet = asmDoc.SelectSet

Dim compOcc As ComponentOccurrence
Dim obj As Object
For Each obj In selSet
  compOcc = obj
  compOcc.Visible = False
Next

Как видим, десяток строк программы может существенно упростить работу с Inventor.  Если один раз запрограммировать утомительную последовательность действий, впоследствии можно многократно получать выигрыш от ее программного выполнения.

Что такое программирование?

Простой ответ на этот вопрос звучит примерно так: компьютерное программирование это создание последовательности инструкций, которые заставляют компьютер что-то сделать. Вы можете рассматривать строки и целые блоки кода своей программы как список подобных инструкций. 

Если бы пришлось объяснять ребенку, что такое компьютер, можно было бы сказать, что это инструмент для выполнения ваших команд.  Программирование является одним из способов сообщить компьютеру ваши команды.  Компьютер воспринимает их в виде последовательности чисел, называемых машинными кодами.  Приведенный выше текст программы имеет вид, который доступен для восприятия человеком, его обычно называют исходным текстом программы.  Исходный текст преобразуется компьютером в машинный код для последующего выполнения.  Последовательность инструкций (код), составленная для выполнения конкретной задачи, называется программой, наборы таких программ именуют программным обеспечением.  К этой категории относится и Autodesk Inventor.

Исходный текст программы может быть написан на различных языках программирования.  Язык, использованный в этом курсе, называется Visual Basic .NET (VB .NET).

Что такое API?

API — это сокращение от Application Programming Interface, что означает «интерфейс программирования приложений» или «интерфейс прикладного программирования». Например, Inventor API определяет способы работы программиста с Autodesk Inventor и какой функционал разработчик прикладных программ может использовать в среде Inventor.  Другими словами, Inventor API позволяет вам формировать последовательности команд для Autodesk Inventor.

Компании-разработчики коммерческого программного обеспечения, и Autodesk тут не исключение, часто распространяют наборы библиотек, которые вы можете использовать в своих программах для использования и расширения функционала конкретного программного продукта, например, Autodesk Inventor.  Такие наборы библиотек известны как API программного продукта.

Тип программы, которую вы сможете написать для взаимодействия с программным продуктом и расширения его функционала, будет зависеть от особенностей реализации его API и от количества функций, которые вам доступны через API

Что такое плагин?

Плагин это программный модуль, который добавляет к программному продукту новый функционал.  Обычно плагин вводит новые команды, автоматизирующие решение той или иной задачи, или изменяющие поведение продукта.  Если речь идет о плагинах для Inventor (вы можете также встретить термин надстройка AddIn или Приложение для Inventor),  то имеется ввиду модуль, код которого использует Inventor API.  Этот код может подключиться к сеансу Inventor извне для автоматизации задач или быть загруженным самим Инвентором, чтобы использоваться для настройки поведения Inventor в конкретных ситуациях, например, при выполнении запрограммированной в плагине команды.

Для единства терминологии мы будем рассматривать надстройки Inventor AddIn как особую разновидность плагина, которую отличают следующие особенности: он автоматически загружается при загрузке Inventor, обеспечивает высокую производительность и обычно воспринимается пользователем как часть самого Inventor.